3 года VR: что изменилось за это время?

Николай Анисимов, генеральный директор Sintez Event, рассказывает, что, по его мнению, изменилось в индустрии виртуальной реальности за 3 года.

История современной виртуальной реальности берет свое начало с выходом в 2016 году VR-шлема HTC Vive. Конечно, до этого уже существовали первые модели Oculus, но они скорее отпугивали аудиторию, нежели привлекали.

Первые шлема виртуальной реальности вызывали укачивания у многих людей. К тому же, качество графики было очень посредственное. С выходом шлема HTC Vive произошел настоящий прорыв, потому что у шлема было удобное управление в виде джойстиков, шлем корректно работал благодаря датчикам, а качество изображения, наконец, стало приемлемым.

С выходом данного устройства и началась история нашей компании. Активное продвижение VR-технологий также началось с выходом Vive. За 3 года многое изменилось, и мы решили подвести некоторые итоги для всей сферы.

 

HTC больше не лидер

Несмотря на то, что компания HTC дала начало современной эры виртуальной реальности, долго на троне они не просидели. Нужно отдать должное компании Oculus — они были главным двигателем VR-технологий, но первыми выпустить качественную модель так и не смогли. Команда Oculus провела огромную работу над ошибками и постепенно начала догонять HTC не только в качестве, но и количестве разных моделей.

Со временем Oculus не только стал частью империи Facebook, но и смогла существенно снизить стоимость своих шлемов. Постепенно доля рынка Oculus увеличивалась и на конец 2018 года она уже превосходила долю HTC.

Важно отметить, что фактическим лидером рынке является компания Sony со своим шлемов PS VR. Но по факту единственной причиной лидерства данного шлема является его низкая цена и удобная экосистема Playstation. Если сравнивать его с моделями HTC и Oculus, то он на порядок им уступает.

Поэтому данный шлем бизнесом не используется и рассчитан исключительно на владельцев PlayStation 4.

HTC Vive положил начало современной эры VR

Существенной проблемой Oculus остается низкая локализация оборудования для разных стран, в том числе и для России — здесь отсутствует какая-либо техническая поддержка со стороны компании. Кроме того, шлем невозможно вернуть даже по гарантии с территории нашей страны. Для бизнеса это создает серьезные ограничения, так как шлемы виртуальной реальности, как и любая техника, периодически ломаются.

HTC при этом предоставляет полноценный сервис для своих клиентов. Так как компания Sintez Event стояла у истоков виртуальной реальности в России, то нам пришлось самостоятельно готовить технических специалистов для работы с нашим оборудованием. Но отсутствие доступных запчастей все равно создает проблемы.

Доля поставок VR-устройств от разных производителей по всему миру в 2018 году (statista.com)

В 2019 году отрыв Oculus от HTC продолжает увеличиваться благодаря выходу новых моделей. Новый Oculus Rift S и Oculus Quest качественно превосходят аналоги от HTC. При это долю рынка постепенно начали завоевывать модели от Microsoft, Samsung, Lenovo.

Один из таких шлемов, Samsung Odyssey, пополнил наш парк оборудования. Он показался нам удобнее и практичнее, чем ставший классическим HTC Vive.

В 2020 году мы ждем появления новых игроков рынка, а также финальной схватки между HTC и Oculus. Следующий год станет определяющем для HTC, так как рынок заждался новых качественных продуктов, поэтому их отсутствие явно покажет большое отставание от конкурентов.

 

Провода уходят в прошлое

В 2018 году Марк Цукерберг представил Oculus Quest

Одна из самых первых проблем, с которой столкнулись владельцы шлемов виртуальной реальности, стали провода.

Для нормальной работы мощным шлемам виртуальной реальности требуются не менее мощный компьютер. Между собой оба устройства соединены проводами, которые и создают проблемы при работе со шлемом, постоянно запутываясь под ногами. Для решения этой проблемы часто использовали специальные стойки или подвешивали провода над головой, но не всегда это давало нужный эффект.

В 2018 году компания HTC представила беспроводной адаптер. Они снова обогнали Oculus, но триумфа не случилось. Во-первых, стоимость адаптера составляет половину от нового шлема, а во-вторых, компания Oculus ответила на это выпуском шлема, для которого вообще не требуются провода. Конечно, по многих характеристикам шлем от Oculus уступает лучшей модели HTC Vive Pro, но его стоимость почти 2 раза ниже. Самое главное, что у пользователей, наконец, появился выбор, и теперь можно подобрать шлем по нужным характеристикам.

Для бизнеса отсутствия проводов тоже открыло большие возможности. Для простых и стандартных задач можно использовать более недорогие модели шлемов, тем самым снижая себестоимость проекта. Для сложных задач с большой производительностью теперь тоже есть свои решения.

 

Виртуальную реальность перестали воспринимать как игрушку

В 2016 году виртуальную реальность воспринимали исключительно как игрушку. Когда мы пытались объяснить партнерам, как можно использовать технологию, на нас смотрели с удивлением и говорили «Ну это же игрушка для подростков».

На самом деле первые приложения для VR представляли из себя путешествия — проще говоря, демонстрацию красивейших мест нашей планеты. Как только мы начали работать с VR, мы сразу заметили огромную разницу в играх по сравнению с привычными играми для компьютера. Виртуальная реальность заставляет человека двигаться, а значит, иногда приходилось действительно попотеть, чтобы пройти уровень. А самое главное, VR переносит вас в другой мир. Достаточно быстро вы привыкаете к шлему и забываете, что он вообще есть на голове.

Для нас это означало, что технологию можно использовать в самых разных отраслях: обучение, медицина, спорт, маркетинг. Работать с этими отраслями начали и другие участники рынка, поэтому постепенно начали появляться проекты, двигающую сферу виртуальной реальности в России.

VR-сноуборд от Samsung

В 2019 году ситуация, к счастью, изменилась. Большинство компаний воспринимают виртуальную реальность как что-то понятное и осязаемое, поэтому активно начинают использовать в бизнесе. Нельзя сказать, что VR стал трендом, это еще не так. Участники рынка в 2016 году ожидали бурного роста и планировали, что к 2020 году технология станет массовой.

Пока прогнозы действительно совпадают, компания Sintez Event также активно развивается вслед за рынком VR. Для нас важной вехой в развитии технологии стало то, что люди, наконец, перестали воспринимать VR и нашу компанию как что-то странное, что-то для детей. Топ-менеджеры крупных компаний теперь сами активно следят за рынком, кто-то даже инвестирует и создает отдельные направления внутри корпораций.

VR-сноуборд от Samsung

Виртуальная реальность начала приносить реальную пользу людям и бизнесу

Это однозначно самое важное изменение для сферы VR по всему миру. Когда технология появилась, идей как ее использовать было много, но фактически что из этого выйдет было непонятно. В 2019 году обучение в виртуальной реальности позволяет повышать квалификацию сотрудников по всему миру.

В России VR для обучения использую такие корпорации как Сбербанк, РЖД, Газпром. Некоторые медицинские вузы начинают разрабатывать программное обеспечение для обучения студентов и погружения их в реальные рабочие ситуации.

При помощи виртуальной реальности тренируются и некоторые спортсмены: спортзалы по всему миру начали использовать шлемы виртуальной реальности для тренировок на велосипеде. VR используют лыжники, гребцы, автогонщики.

Большое влияние VR оказал на маркетинг. Все больше брендов для промо-акций использую VR для WOW-эффекта. И это действительно оправдано, потому что качественный контент способен надолго остаться в памяти у клиентов бренда благодаря технологии.

И нельзя обойти стороной сферу развлечений, здесь виртуальная реальность развернулась по-полной: открываются клубы и парки развлечений, всё больше человек покупают оборудование себе домой для личного использования, проводятся выставки и турниры с использованием VR.

Теперь с уверенностью можно сказать, что технология работает на благо людей и это действительно полезный инструмент, а не просто популярный тренд. Подробных прогнозов на будущее технологии я давать не буду, скажу лишь одно, у виртуальной реальности все впереди.

,
Ваша заявка отправлена!
Мы свяжемся с Вами в течение 5-ти минут!
Вливайтесь в мир новостей виртуальной реальности - подписывайтесь на наши соцсети:
Хотите оставить ещё одну заявку?
Отправить повторно